Инвестиционный холдинг «Universal DV» – Заглавная страница

О саморегулируемых организациях в строительстве
 

Федеральным законом от 22.07.2008 N 148-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ" были утверждены поправки к Градостроительному кодексу Российской Федерации (ГрК РФ), в значительной мере изменяющие процесс контроля за деятельностью строительных компаний.

Дело в том, что с 1 января 2009 года в РФ указанным законом была прекращена выдача строительных лицензий. Строительные лицензии, выданные ранее, будут действовать до 1 января 2010 года. Лицензионный контроль призваны заменить саморегулируемые организации (СРО). Старший специалист ООО «Юридическая фирма «Лекс» Перепелкина Е. Н. высказывает свой взгляд на проблемы, вызванные вступлением указанного федерального закона в силу, и делится советами по их разрешению. В первую очередь, организациям, работающим в сфере строительства, изыскательских работ или проектирования необходимо представлять процесс образования СРО, поскольку заниматься вопросами вступления в СРО необходимо уже сегодня, так как действие строительных лицензий заканчивается 1 января 2010 года.

Отмечу, что в соответствии с Федеральным законом N 148-ФЗ, первоочередным этапом на пути создания саморегулируемой организации должно стать создание некоммерческой организации в форме некоммерческого партнерства и проведение множества других организационных мероприятий. Например, при формировании саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, требуется:

• довести число членов некоммерческого партнерства до 100 человек;

• сформировать до 1 января 2009 г. компенсационный фонд саморегулируемых организаций лиц, осуществляющих строительство, в размере не менее чем 300 тыс. руб. на одного ее члена, а после 1 января 2009 г. - не менее 1 млн. руб. на одного члена;

• привести внутреннюю структуру некоммерческого партнерства в соответствие с требованиями, предъявляемыми к саморегулируемым организациям;

• сформировать пакет необходимых документов, разработать внутренние стандарты и правила для членов саморегулируемой организации, определить перечень видов работ, которые вправе осуществлять организации, имеющие членство в данной саморегулируемой организации Согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона "О саморегулируемых организациях" некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой организации с даты внесения сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций и утрачивает статус саморегулируемой организации с даты исключения сведений о некоммерческой организации из указанного реестра.

Таким образом, сегодня у строительных организаций в связи с вступлением в силу Закона № 148-ФЗ возникает масса проблем, связанных с документальным оформлением деятельности, а также поиском средств для внесения взноса в компенсационный фонд при создании СРО. Первая и наиболее острая проблема, волнующая всех без исключения строителей, а в условиях финансового кризиса вдвойне – это формирование компенсационного фонда при вступлении в СРО.

Сняв с себя ответственность за строительные работы, качество и т. д., государство перекладывает решение всех этих вопросов на плечи предпринимателей и бизнеса в целом. А чем отвечать? Компенсационным фондом. Размер этого компенсационного фонда непомерно велик (1 млн. рублей на одного члена), таким образом, в сложившейся экономической обстановке немногие организации окажутся в состоянии вступить в СРО. Это с одной стороны.

С другой стороны, остро встает вторая проблема: какой компенсационный фонд сегодня покроет возможный урон, убытки, ущерб при строительстве? Поэтому основной путь решения указанной проблемы - это страхование ответственности, которое в настоящее время вызывает массу вопросов у страховых компаний, впервые столкнувшихся с таким видом страхования. Третья проблема автоматически возникает с принятием Закона N 148-ФЗ у строительных компаний, которые осуществляют сразу несколько видов строительной деятельности. Таким организациям придется пополнить ряды нескольких саморегулируемых организаций, что обернется более чем ощутимыми расходами в виде регулярных членских взносов. Четвертая проблема, возникающая у любого руководителя организации, работающей в сфере строительства, изыскательских работ или проектирования связана с вопросом, в какую СРО следует вступать?

Выбор СРО для строителей теперь не менее важен, чем выбор банка или страховой компании. Проблема в том, что статус СРО приобретается только с момента внесения записи об этой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций. Так что если вам предложат вступить в СРО, которая "уже давно существует", узнайте, а есть ли запись о такой саморегулируемой организации в государственном реестре СРО, кто его ведет и как с ним можно ознакомиться.

Вызывает сожаление также и то, что действующее законодательство оставляет широкое поле для появления своеобразных "Пирамид" СРО, которые могут в любой момент исчезнуть вместе со всем компенсационным фондом. Конечно, любое нововведение вызывает массу разногласий и споров, однако если вовремя найти решение еще не появившихся проблем, в будущем с ними можно не столкнуться. В этой связи хочется дать несколько полезных советов организациям, работающим в сфере строительства, изыскательских работ или проектирования:

1. При выборе СРО необходимо выяснить, кем создано некоммерческое партнерство и кто им управляет. Если эта организация заявляет себя как СРО, то нужно узнать, зарегистрирована ли она государственном реестре СРО, и проверить полученную информацию;

2. Узнайте также, какие организации и предприниматели уже является членами этой организации, поскольку отвечать придется и за их деятельность;

3. Изучите учредительные документы;

4. Затребуете и внимательно прочитайте внутренние документы организации: положение об органах управления и исполнительном органе, положение о формировании сметы доходов и расходов, порядок привлечения к дисциплинарной ответственности, правила саморегулирования, порядок приема в члены организации, требования к выдаче свидетельств и т. п. Данную информацию вам обязаны предоставить;

5. Поинтересуйтесь, какие виды помощи в Вашей предпринимательской деятельности предлагаются уже сегодня.

6. Необходимо выяснить порядок принятия финансового плана, размер единовременных и периодических членских взносов, порядок их внесения, использования и – самое главное — кто и в каком порядке осуществляет финансовый контроль, насколько доступны его результаты простым членам организации, как принимаются решения по результатам выявленных контрольным органом нарушений в финансовой сфере. Кто фактически принимает решение об этом и чем подтверждается их необходимость? Ведь после принятия такого решения его необходимо будет исполнять, неся дополнительные финансовые затраты.

7. Если сформирован компенсационный фонд, то полезно узнать, кто и как управляет компенсационным фондом. Если его еще нет, нужно поинтересоваться, как планируется организовать управление им после создания? По какому принципу формируется этот фонд?

Итак, с 1 января 2010 года работать в области инженерных изысканий, проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта смогут только компании, получившие от саморегулируемой организации свидетельство о допуске к таким видам работ. В противном случае компаниям грозят административные штрафы, которые вводятся этими же поправками и составляют от 30 до 50 тыс. рублей. При этом деятельность злостных нарушителей может быть приостановлена на срок до трех месяцев.